Заха Хадид — планета на своей собственной орбите

Заха Мохаммад Хадид (англ. Zaha Mohammad Hadid) — одна из немногих женщин, которые смогли заслужить титул гения в области архитектуры, и первая из них, кому в 2004 году была присуждена престижная Притцкеровская премия.
Отказываясь от общепринятой геометрии для своих остро оригинальных проектов, она стала использовать искаженную перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии. Она — поклонница русского архитектурного авангарда 1920-х годов и творчества Казимира Малевича.

Рем Колхас, основатель архитектурного бюро ОМА, в котором Заха Хадид начинала свою карьеру, назвал ее «планетой на своей собственной орбите». А соучредитель Колхаса и ее педагог в школе Архитектурной ассоциации Лондона Элиа Зенгелис считал ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился.

В прошлом году, в России произошли сразу два значимых события, связанных с личностью Захи Хадид — персональная выставка в Государственном Эрмитаже и открытие спроектированного ею бизнес-центра Dominion Tower в Москве, в районе Дубровки.

Формирование взглядов
Будущая королева деконструктивизма родилась в 1950 году, в Ираке, в семье богатого по-европейски настроенного промышленника. К тому времени страна формально освободилась от господства Великобритании, однако, западная культура все еще оказывала сильное влияние на общество. В столицу страны периодически приезжали всемирно известные архитекторы, возводившие там музеи и университеты.

Отец Захи и сам был образован в традициях европейской школы. Он окончил Лондонскую Школу Экономики и по возвращении на родину стал одним из основателей Народной Демократической Партии, выступавшей за модернизацию Ирака. Его бизнес тоже шел хорошо, поэтому своим детям он смог дать все, что требовалось для воспитания в них свободомыслящих неординарных личностей.

Образование и становление
Начальное образование она получила во французской монастырской школе в Багдаде, а в 1968 году уехала в Ливан изучать математику в Бейрутском Американском университете. После завершения учебы в Ливане, в 1972 году Заха поступила в Архитектурную Ассоциацию в Лондоне, где стала ученицей Рема Колхаса — прославленного голландского архитектора и бунтаря. Подобно ему, Заха обожала русский авангард, ее дипломный проект отеля-моста над Темзой 1977 года, «Тектоник Малевича», был вдохновлен творчеством Казимира Малевича. Тогда же она отказалась от проекций и стала использовать живопись как метод проектирования.

Сразу после выпуска Захи из Архитектурной Ассоциации, Рем Колхас взял ее партнером в бюро ОМА. А уже спустя три года она ушла оттуда, чтобы начать свою практику как Zaha Hadid Architects.
Многие проекты приносили Захе Хадид победы в престижных архитектурных конкурсах (первый был выигран в 1983 в Гонконге), интерес к ее творческой мысли, а затем и популярность среди профессионалов, но проекты оставались лишь на бумаге. В значительной мере это было обусловлено неготовностью заказчиков принять ее нестандартный и оригинальный дизайн.
В этот период фирма занималась мелкими заказами, а о Захе говорили, что ее замыслы в принципе невозможно воплотить в жизнь. Сама же Заха говорила: «Если есть 360 градусов, зачем придерживаться только одного?».

Однако, в 1990 году удача улыбнулась смелому архитектору, и Заха получила заказ на строительство пожарной части компании-производителя дизайнерской мебели Virta. Спроектированное ею здание, похожее на бомбардировщик «Стелс», стало событием в архитектурном мире и заставило говорить о Захе, как о мастере деконструктивизма.

Высокие награды
Следующей победой архитектора можно считать то, что Заха трижды выигрывала конкурс на создание оперы в Кардиффе, однако проект так и не был реализован. Увы, для того времени он был слишком смел.
Таким образом, к моменту получения Притцкеровской премии у Захи Хадид имелась лишь одна серьезная работа. Это был завершенный за год до премии Центр современного искусства Розенталя в американском городе Цинциннати.
В 2005 году Заха избрана дизайнером года в рамках первой выставки дизайна Design Miami. А 2010 и 2011 годы преподнесли ей одну за другой престижную британскую премию Стерлинга. Успех тогда принесли здания Национального музея искусств ХХI века в Риме и средней школы Эвелин Грейс в Лондоне.

Трансформация Стиля
С середины 2000-х годов архитектура Захи Хадид приобретает более плавные формы, дизайн которых просчитывается на компьютере как сложное уравнение, связывающее все части здания. Деконструктивизм уходит на второй план, уступая место параметрической архитектуре. Работать в этом направлении Захе стал помогать ее соавтор и директор ее бюро Патрик Шумахер.

Многогранность таланта
Будучи настоящим художником в душе, помимо экспериментов с крупными архитектурными формами, Заха создавала инсталляции и театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь, картины и рисунки. Примеры ее работ можно встретить в таких музеях, как: МоМА, Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM) и в других.

З.Х. «Единственный рецепт успеха — это трудиться не покладая рук, что я и делаю вот уже много лет».

Статья из журнала Prostranstvo U 2015/2016 (3)